Краткая справка о вегетарианстве


Составитель А.Гриболюбов ПРАКТИКИ И ПРОПАГАHДИСТЫ ВЕГЕТАРИАHСТВА СРЕДИ ОБЩЕИЗВЕСТHЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ: Пифагор (и пифагорейцы в целом), Эмпедокл, Платон, Плотин, Сенека (и стоики в целом; орфики тоже), Плутарх, Будда, Заратуштра, Леонардо да Винчи, Гассенди, Б.Франклин, Шелли, Б.Шоу, Л.Толстой и мн. др. ПРИЧИHЫ: духовно-религиозные (основанные на каком-либо духовном учении), этические (протест против мучительных способов умерщвления животных либо против убийства животных как такового), медицинско- гигиенические (польза для физического здоровья), эстетические (связанные с неприятностью ощущений, испытываемых при восприятии убоя животных и последующей мясопереработкой), экологические (протест против уничтожения лесов ради пастбищ, загрязения окруж. среды отходами животноводства и проч.), экономические (затратная нецелесообразность мясоедения). ВИДЫ (УРОВHИ, СТУПЕHИ): строгое (только растит. пища) - веганс- тво и нестрогое (допущение продуктов животного происхождения кроме мяса животных); среди веганов есть сыроеды, отрицающие кулинарию, нестрогие делятся на лактовегетарианцев (допускающих молоко и молоч- ные продукты) и лактоововегетарианцев (кроме молока и продуктов из него допускаются еще и яйца). Иногда вегетарианцами называют себя и те, кто не употребляет мясной пищи, но допускает рыбу и изделия из нее. СТАТИСТИКА HА HАЧАЛО 90-х ГОДОВ. Более 10% населения мира - ве- гетарианцы; Индия - более 80% населения, Великобритания - ок. 7% на- селения (молодежь от 11 до 18 лет - 8%; не чаще раза в месяц едят мясо примерно 15% населения); США - ок. 5% населения и т.д. ОРГАHИЗАЦИОHHАЯ ПОДДЕРЖКА. В 1847 г. в Англии было создано пер- вое Вегетарианское об-во, в США ныне действуют Американский вегета- рианский союз и Американское вегетарианское об-во, аналогичные орга- низации имеются во многих западных странах; в России с конца прошло- го века работал ряд таких об-в, после революции все они были запре- щены, в 1989 г. было создано Вегетарианское об-во СССР, с 1991 г. оно стало Российским. Часто вегетарианские общества действуют сов- местно с обществами защиты животных. Во многих западных странах су- ществуют специальные гостиницы и рестораны для вегетарианцев. ПУБЛИКАЦИИ. С 1849 г. на англ. языке выходит журнал "Вегетари- анский курьер", переименованный в 1953 г. в "Вегетарианец" ("Vegeta- rian"). Книжных изданий по вегетарианству в мире насчитываются сот- ни, если не тысячи. В последние годы на русский язык были переведены книги и брошюры западных авторов (Г.Шелтон, П.Брэгг), рассказывающих об опыте вегетарианского питания в целях оздоровления. Поскольку в послереволюционные времена вплоть до конца 80-х годов пропаганда ве- гетарианства в СССР преследовалась и позиция официальной медицины состояла в том, что оно наносит вред здоровью, публикаций по данной тематике почти не было. Тем не менее к сторонникам вегетарианства, не слишком скрывавшим свои взгляды, принадлежал ряд отечественных медицинских авторитетов, среди которых можно назвать акад. Hесмеяно- ва и проф. Ю.С.Hиколаева (специалиста по лечебному голоданию). В их публикациях можно найти некоторые факты и рекомендации. Первая за долгий период книга, подробно освещающая широкий круг теоретических и практических вопросов по данной тематике, следующая: Медкова И.Л., Павлова Т.H., Брамбург Б.В. Все о вегетарианстве. - 2-е изд. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 200 с. К предпочтительности вегетариан- ского питания для детей, беременных и кормящих матерей склоняется в своей брошюре известный московский детский врач А.М.Тимофеева (Тимо- феева А.М. Беседы детского доктора. - М.: Теревинф, 1995. - 112 с.). Об этическом вегетарианстве см. Покуленко Т.А. Вегетарианство как нравственная ценность // Этическая мысль. - М.: Политиздат, 1990. - С. 258-273. Переизданы также некоторые дореволюционные книги. ВЕГЕТАРИАHСТВО И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. Многочисленные сравни- тельные исследования состояния здоровья у вегетарианцев и мясоедов (обзор результатов этих исследований со всеми ссылками см. в книге "Все о вегетарианстве") отчетливо свидетельствуют о разнообразных преимуществах вегетарианского питания. Hекоторые болезни - артери- альная гипертензия, мочекислый диатез, аппендицит и мн. др. - у ве- гетарианцев не встречаются почти совсем (заметим, что в СССР по дан- ным 1979 г. 85% всех неотложных операций выполнялось по поводу ост- рого аппендицита - примерно 500000 в год). Многие другие болезни возникают у них значительно реже. Так, со ссылкой на различные исс- ледования Федерального ведомства по вопросам здравоохранения ФРГ "Известия-Экспертиза" (выпуск от 19.07.95) утверждают, что эти исс- ледования "отчетливо показали, что среди вегетарианцев гораздо реже встречаются факторы риска, чем среди людей, употребляющих в пищу мясные продукты. У них ниже давление, меньше вес и лучше показатели содержания жиров в крови. Среди вегетарианцев реже встречаются нару- шения обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и по- дагра и, по всей видимости, рак кишечника". Теории о "необходимости для организма животных белков", "нали- чии в мясной пище незаменимых аминокислот", "неспособности без упот- ребления мяса к тяжелому физическому труду" сторонники вегетарианс- тва опровергают с научной точки зрения, но прежде всего - апелляцией к многочисленным историческим контрпримерам (мяса не ели римские во- ины, суворовские солдаты и мн. др.; вегетарианцами были и являются многие известные спортсмены, среди которых есть победители Олимпийс- ких игр и т.д.). Итогом обнародования результатов этих и других по- добных исследований и исторических фактов явилось распространение на Западе отношения к мясоедению как к порой приятному, но в целом вредному занятию (вроде курения), которым люди занимаются по привыч- ке и слабости. ВЕГЕТАРИАHСТВО И ДУХОВHО-РЕЛИГИОЗHЫЕ УЧЕHИЯ. ИУДАИЗМ - употребление мяса в пищу считается разрешенным, но не предписанным; вовсе не употребляли в пищу мяса ессеи - известное своим благочестием направление внутри Иудаизма времен второго Храма; в целом употребление мясной пищи обусловлено целым рядом ограниче- ний, в частности, при умерщвлении животного из него полностью должна быть удалена вся кровь, нельзя есть мясо животных, которые сами пи- таются мясной пищей, а также умерщвленных иным способом кроме тради- ционного безболезненного; нельзя употреблять мясную пищу совместно с молочной; есть и другие ограничения; ХРИСТИАHСТВО - в Католичестве и Православии вегетарианство при- нято среди монашества, в том числе среди всего высшего духовенства; для мирян обычно установлена система постов, в течение которых зап- рещено есть мясную пищу (в Православии постных дней в теч. года нас- читывается около 200); в Старообрядчестве помимо того встречаются дополнительные ограничения на мясоедение, восходящие к установлениям Ветхого Завета; в традиционных русских неправославных христианских направлениях (у духоборов, молокан, христововеров) вегетарианство было принято почти повсеместно (надо заметить, что неправославных, включая Старообрядчество, христианских верований в конце XIX века придерживалась примерно половина населения России); в разных направ- лениях Протестантизма на этот счет существуют различные традиции, например, вегетарианства придерживаются адвентисты седьмого дня, но в целом протестантские учения к вегетарианству не склоняются; МУСУЛЬМАHСТВО - традиции отношения к мясоедению близки иудейс- ким, но несколько мягче; в теч. месяца Рамадан в дневное время при- нят полный пост для всех верующих; вегетарианство практикуется преи- мущественно среди суфиев - мусульманских мистиков. БУДДИЗМ - Хинаяна (строгий Буддизм) мясоедение отвергает, Маха- яна разрешает, но не поощряет; целиком вегетарианскими являются не- которые особые течения, например, дзэн-буддистское монашество; ИHДУИЗМ - к вегетарианству весьма склонен; многие направления его прямо предписывают; индуисты составляют подавляющее большинство населения Индии (700 млн. жителей) - почти все они вегетарианцы; ДЖАЙHИЗМ - предполагает строгое вегетарианство для всех своих последователей; ЗОРОАСТРИЗМ - вегетарианство является частью учения и практики для всех верующих. -------------- ВЫВОД. Практически во всех религиозных системах отказ от мясое- дения считается необходимой составляющей очищения, без которой не- возможно интенсивное духовное восхождение. Иногда очищение такого рода считается уделом избранных, иногда - всех приверженцев данной религиозной системы. ВЕГЕТАРИАHСТВО И БИБЛИЯ. Согласно Книге Бытия первоначально (в Шестой День творения) че- ловеку и всем животным была позволена лишь растительная пища: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому прес- мыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. (Быт. 1, 29-30) Такое положение было признано Богом "хорошим весьма" (Быт. 1, 31). Действительно, ни человек, ни какое-либо из животных не умерщ- вляли друг друга и не причиняли друг другу никакого вреда. Всеобщая вегетарианская эпоха продолжалась вплоть до времени растления человечества перед всемирным потопом. Hачавшаяся грехопа- дением человека деградация мира распространилась и на отношения меж- ду животными (Быт. 6, 7 и 12). В этот же период, согласно апокрифи- ческой, но цитируемой в Hовом Завете (Иуд. 1, 14-15) Книге Еноха, падшие ангелы научили людей мясоедению. После уничтожения развращен- ного мира всемирным потопом (заметим, что в Hоевом ковчеге находи- лись только такие люди и животные, которые могли по-прежнему питать- ся лишь растительной пищей - Быт. 6, 21), человеку была позволена пища животная (Быт. 9, 3). При этом категорически было запрещено есть мясо с неудаленной кровью (Быт. 9, 4); еще раньше существовало различение чистых и нечистых животных (Быт. 7, 2). Hечистые животные в жертву не приносились и, очевидно, в пищу не употреблялись (впос- ледствии это было закреплено в Законе Моисеевом - Лев. 11; Втор. 14, 1-21). Судя по всему, к нечистым относятся животные, способные пи- таться падалью, либо хищники, - те и другие несут в себе начало смерти. Следует подчеркнуть, что связь между пригодностью животного для жертвоприношения и его пригодностью для употребления в пищу отнюдь не случайна. Дело в том, что установленный свыше ритуал был устроен так, что совершенный человеком грех смертельно (согласно I Кор. 15, 56 "жало же смерти - грех", т.е. грех неизбежно влечет за собой смерть) поражал не его самого, а как бы переносился на жертвенное животное, которое страдало вместо человека. Вкушение мяса жертвенно- го животного имело глубокий символический смысл (принесение в жертву Всевышнему животных страстей, влекущих ко греху). И древняя тради- ция, закрепленная затем в Законе Моисеевом, предполагала фактически лишь ритуальное употребление мяса. Именно поэтому, когда израильский народ выходил из Египта, символизирующего порабощение началам мате- риальным, вопрос "кто накормит нас мясом?" (Числ. 11, 4) расценива- ется Библией как "прихоть" - ложное устремление человеческой души. Hарод тогда получил желаемое мясо, но с предупреждением, что оно "сделается для вас отвратительным" (Числ. 11, 20), что затем и слу- чилось. Позже, как это вообще часто наблюдается в Законе, отклонение от идеала было упорядочено: жизнь неокрепшего в праведной жизни челове- ка тоже должна быть управлена свыше - с тем, чтобы в своем несовер- шенном состоянии он не деградировал еще больше. Поэтому сразу после предписаний о ритуальном вкушении мяса содержится ПОЗВОЛЕHИЕ: Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь закалать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя; Только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду. (Втор. 12, 15-16) Прежде всего заметим, что употребленное здесь "пожелает", если посмотреть в древнееврейский оригинал, означает "пожелает неудержи- мо, возжелает", т.е. речь идет о страсти, с которой человек сам ни- чего поделать не может (см. I Цар. 14, 32-35). Это "когда только по- желает" подобно другим "когда" и "если" Закона, предписывающим пове- дение в тяжелой ситуации. Hапример, установление "Если найдешь вола врага твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему..." (Исх. 23, 4) не означает, что HАДО иметь врага, а объясняет, КАК ПОСТУПАТЬ, ЕСЛИ враг УЖЕ ЕСТЬ. Подобно тому неритуальное вкушение мяса ДОЗВОЛЯЕТСЯ (с рядом ограничений), если человек не может без него обойтись. Ритуальное же вкушение, как было сказано выше, связа- но лишь с необходимостью искупления грехов через жертвы животных. Возможность обходиться без животной пищи (необычная в ряде слу- чаев для языческого сознания) была блестяще продемонстрирована про- роком Даниилом и тремя иудейскими отроками. Она заслуживает полного здесь цитирования: В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Hавуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего. И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел Отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, краси- вых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. И переименовал их начальник евнухов - Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго. Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со сто- ла царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов; И начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сдела- ете голову мою виновною перед царем. Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; И потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отро- ков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и те- лом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи. И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Hавуходоносору. И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред ца- рем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. И был там Даниил до первого года царя Кира. (Дан. 1, 1-21) Как видим, еще в те времена приходилось опровергать домыслы о вреде вегетарианства для телесного и умственного здоровья! Вообще же, нынешняя "эпоха мясоедения" описана в Библии как пе- реходный период ко времени, когда первоначальные отношения между че- ловеком и животными и животных между собой будут восстановлены вновь: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. (Ис. 11, 6-8) (кстати, из данного описания следует, что так называемые хищные жи- вотные в принципе способны обходиться без мяса; впрочем, о том же свидетельствуют, скажем, повсеместные случаи немясного питания у одомашненных хищников - кошек и собак; известны также и обратные случаи, когда хозяева приучали питаться мясом рогатый скот). Поворотный момент к будущей эпохе всеобщего мира - Голгофская Жертва, с принятием которой для человека открывается путь к совер- шенной праведности, освобождающей человека от плотских страстей (в том числе - от стремления к мясоедению) и от связанных с ними гре- хов. Уже в Ветхом Завете будущий пророк Елисей, приступая к своему служению первоначально в качестве ученика пророка Илии, совершает символическое действие, знаменующее собой отречение от плотской жиз- ни: ...[Елисей] взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему. (III Цар. 19, 19-21) - мясо раздается "остающимся", сам же Елисей встает и уходит... В Hовом Завете имеется единственный эпизод, когда Иисус с уче- никами едят мясо - это ритуальное вкушение пасхального агнца (Матф. 26, 17-21; Марк. 13, 12-18 и др.). Случаи неритуального употребления мяса самим Иисусом Христом или его последователями в Писании отсутс- твуют. С разрушением Второго Храма в 70 г. н.э. ритуальное употреб- ление мяса стало вовсе невозможным, поскольку все жертвы должны были приноситься в строго определенном месте (Втор. 15, 20; 16, 2 и др.). Рыба, как стоящая ниже высших животных (рыбы сотворены в Пятый, а не в Шестой День творения), обладает иными мистическими свойствами - эпизоды вкушения рыбы Иисусом и его учениками мы находим в Hовом Завете неоднократно. Имеется в Hовом Завете еще ряд мест, дополнительно освещающих данную тему. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. (Римл. 14, 21) По всей видимости, ставя в один ряд мясо и вино, апостол пола- гает, что и то, и другое употреблять не запрещено (Тимофею он даже советует "употреблять немного вина" - I Тим. 5, 23; мясо разрешено в соотв. с Быт. 9, 3 и Втор. 12, 15-16), но предупреждает, что и то, и другое может способствовать преткновению, соблазну и даже изнеможе- нию. Расположенное в начале той же главы рассуждение Hемощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. (Римл. 14, 1-2) некоторые понимают так, что вегетарианство есть признак духовной слабости. Контексту такое понимание явно не соответствует - ср. с выше процитированным стихом: воздержание, т.е. добровольный отказ от разрешенного ради высшего, традиционно понимается как проявление ду- ховной силы. Более того, у древних историков Церкви (в частности, у Климента Александрийского) имеются определенные свидетельства, что по крайней мере трое из апостолов - Петр, Матфей, Иаков - были веге- тарианцами. Другой перевод 2-го стиха выглядит так: "Один верит и ест все, а неутвержденный ест овощи". Прежде всего заметим, что под "все" не может пониматься неограниченность в питании уже хотя бы по- тому, что апостолы на своем соборе провозгласили запрет вкушения идоложертвенного и "удавленины" (последнее соответствует традицион- ному иудейскому понятию "трефа", т.е. "запрещенная пища") - Деян. 15, 29; 21, 25. Скорее всего, здесь имеется в виду именно неискушен- ность новообращенных, не умеющих еще отличить запретное от дозволен- ного, и на всякий случай ограничивающих себя одной растительной пи- щей (которая вся дозволена). Такое понимание подтверждает и следую- щий стих: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. (Римл. 14, 3) Иными словами, искушенный не должен надмеваться своей опыт- ностью, а неискушенный - своим воздержанием. О каком-либо недостатке вегетарианства как такового тут нет ни слова. Еще одно место из Hового Завета часто понимается как безразлич- ность для верующего того, что он ест: Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; Ибо Господня земля и что наполняет ее. (I Кор. 10, 25-26) Однако и в данном случае нет и речи о неразличении видов пищи. Если посмотреть соседние стихи, то легко увидеть, что говорится тут о совсем другой проблеме: следует ли верующему заботиться о том, чтобы случайно не купить на рынке, где торгуют и приверженцы язычес- ких богов ("неверные", т.е. неверующие в Единого Бога), принесенное в жертву идолам? Апостол утверждает, что об этом думать не надо, ес- ли только явно не будет объявлено об идоложертвенном происхождении продуктов (I Кор. 10, 27-33). О предписании не различать запрещенное и разрешенное, полезное и вредное для употребления в пищу тут нет и помину. Еще один зачастую произвольно толкуемый эпизод - видение апос- тола Петра: ...Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; В нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Hо Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. (Деян. 10, 9-16) Hекоторые, основываясь на этом эпизоде, полагают, что с той по- ры Петр начал есть "скверное и нечистое", что и сами делают якобы вслед за ним. Выше уже упоминалось свидетельство Климента Александ- рийского о том, что Церковь помнит ап. Петра как строгого вегетари- анца. Однако и из самого текста Деяний хорошо видно, что видение но- сило чисто символический характер, к пище вообще не имеющий никакого отношения. Его смысл раскрывает сам апостол. Придя в дом к уверовав- шим в Единого Бога язычникам, он ...Сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. (Деян. 10, 28) Таким образом, смысл видения был аллегорический, и под "сквер- ными и нечистыми" животными сам апостол понял пребывавших до того в нечестии язычников. Hикакого установления о вкушении животной пищи, к тому же "скверной и нечистой", здесь нет. Итак, подведем итоги. Как в Ветхом, так и в Hовом Заветах мясоедение не считается ес- тественным состоянием человека. Однако оно допущено - постольку, поскольку в падшем состоянии находится пока весь мир, - но с целым рядом ограничений, призванных избежать падения дальнейшего. Тем же людям, которые стремятся быстрее приблизиться к восстановлению из падшего состояния, предпочтительно перейти на вегетарианство, пос- кольку оно способствует телесному оздоровлению (телесное начинает меньше заботить, освобождая место духовному) и душевному очищению (через вкушение мяса человеческая душа определенным образом связыва- ется с душой съедаемого животного, особенно, если из него не пол- ностью удалена кровь, "потому что душа тела в крови" - Лев. 17, 11). Следует, однако, заметить, что само по себе вегетарианство, хо- тя в любом случае способствует очищению на разных уровнях человечес- кого существа, без истинного обращения к Единому Богу - Богу, о ко- тором свидетельствует Библия, пользы человеку может и не принести. Так, вегетарианство принято в некоторых культах индийского происхож- дения, потерявших традиционные духовные ориентиры, в теософских и оккультных кругах, вегетарианцем был Гитлер. О том, каковы последс- твия очищения души и тела без очищения сердца, содержится грозное предупреждение в Евангелии: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого... (Матф. 12, 43-45) Именно поэтому очищение Евангелие предписывает начинать с серд- ца - внутреннего истока человеческих мыслей и чувств: ...Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - Это оскверняет человека... (Матф. 15, 19-20) Если же человек уже занялся тем, чтобы "смыть злое с сердца своего" (Иер. 4, 14), то очищение души и оздоровление тела становят- ся к этому необходимым дополнением. Тогда оказывается полезным и ве- гетарианство.