Через призму писаний
Самые древние писания - Веды утверждают, что принцип ахимсы (непричинение вреда живому) является этической основой вегетарианства. "Мясо невозможно получить, не причинив вреда живым существам,- говорится в "Ману-самхите", древнем своде законов Индии,- поэтому пусть каждый воздерживается от употребления мяса". В другом разделе "Ману-самхиты" дается совет: "Помня о том, каким отвратительным способом добывается мясо, и о той жестокости, с которой содержатся в неволе и убиваются живые существа, человек должен раз и навсегда отказаться от употребления в пищу мяса".
В "Махабхарате" (эпической поэме, которая считается самой большой поэмой в мире) есть множество предписаний, запрещающих убивать животных. Вот некоторые из них: "Тот, кто наращивает свое мясо, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он не родился"; "Нет на свете более жестокого и эгоистичного человека, чем тот, кто увеличивает свою плоть, поедая плоть невинных животных"; "Тот, кто хочет долго жить, сохранив красоту, твердую память и хорошее здоровье, а также обладать физической, моральной и духовной силой, должен воздерживаться от животной пищи".
Все живые существа наделены душой. В "Бхагавад-гите" Кришна говорит, что душа является источником сознания и животворящей силой в теле каждого живого существа. Согласно Ведам, живое существо, которое находится на более низкой ступени развития, чем человек, постепенно поднимается по эволюционной лестнице, пока в конце концов не получит человеческое тело. Только та душа, которая обрела тело человека, может обратить свое сознание к Богу и перенестись в момент смерти в духовный мир. Чтобы достичь этого, человек должен подчинятся всем законам, будь то законы государства или законы вселенной.
Как объясняет Господь Кришна в "Бхагавад-гите" (5.18), тот, кто понимает, что все живые существа равны между собой, достиг духовного совершенства: "Смиренный мудрец, обладающий истинным знанием, одинаково смотрит на ученого благородного брахмана (священнослужителя), корову, слона, собаку и собакоеда (неприкасаемого)." Там же Кришна формулирует принцип духовного вегетарианства и призывает нас следовать Ему: "Предложи Мне с любовью и преданностью плод, цветок, листок или воду, и Я приму их".
Предлагаем вам познакомиться с подборкой отрывков из сочинений Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Убийство животного замедляет его эволюцию
Все живые существа должны отбыть определенный срок в том или ином материальном теле. Этот срок установлен свыше, и он должен истечь, прежде, чем они смогут переселиться в другое тело или подняться на более высокую ступень эволюционной лестницы. Убийство животного или любого другого живого существа лишает его возможности до конца отбыть срок, отведенный для пребывания в определенном теле. Человек ни в коем случае не должен убивать другие живые существа ради собственного удовольствия, потому что тот, кто лишает их жизни, запутывается в сетях греховной деятельности. ("Шримад-Бхагаватам")
Миф о недостатке
По воле Верховной Личности Бога здесь достаточно фруктов, зерна и других продуктов для того, чтобы люди во всем мире не испытывали в них нужды, даже если бы ели в десять раз больше, чем могут. И действительно, в этом материальном мире всего хватает, за исключением Сознания Кришны. Если люди осознают Кришну, то по трансцендентной воле Верховной Личности Бога будет произведено столько продуктов, что у людей вообще не будет возникать никаких экономических проблем. Каждый в состоянии это понять. Достаток в фруктах и цветах приходит не по нашей воле, а по высшей воле Личности Бога. Если он удовлетворен, то предоставляет людям достаточно фруктов, цветов и т.д. Но из-за атеизма и безверия по воле Господа природа ограничивает снабжение нас продуктами. (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 9.38)
Здесь нет ни в чем недостатка
Если мы оставим на улице мешок зерна, то прилетевшие голуби склюют по четыре-пять небольших зерен и улетят. Они не возьмут больше, чем могут съесть, и, поев, спокойно отправятся по своим делам. Но если мы сложим на тротуаре много мешков и предложим взять их людям, то один возьмет десять или двенадцать мешков, а другой - пятнадцать или даже тридцать и так далее. Однако те, кому неначем увезти столько, не смогут взять с собой больше одного мешка или, в крайнем случае, - двух. Таким образом, распределение будет неравным. Это и называется "прогрессом цивилизации" - мы лишены даже того знания, которым обладают голуби, кошки и собаки. В действительности, все принадлежит Всевышнему Господу, и мы можем принимать то, в чем действительно нуждаемся, но не более. Это - знание. По замыслу Господа мир устроен таким образом, что здесь нет ни в чем недостатка. Все, необходимое дается нам с учетом того, что мы знаем, как это распределить. Однако, плачевность нынешней ситуации заключается в том, что один берет больше, чем нужно, в то время как другому не хватает. (Раджа-видья, стр.91)
Коровы должны быть защищены
Молоко сравнивают с нектаром, который пьют, чтобы обрести бессмертие. Разумеется, само по себе питье молока еще не сделает человека бессмертным, но может увеличить продолжительность его жизни. В современной цивилизации молоко не считается необходимым продуктом, поэтому люди живут не слишком долго. Несмотря на то, что в нашу эпоху человек мог бы жить до ста лет, продолжительность его жизни сокращается из-за недостаточного потребления молока... Вместо того, чтобы пить молоко, люди предпочитают убивать животных и поедать их плоть. Верховная Личность Бога в Своих поучениях в Бхагавад-гите рекомендует людям соблюдать горакшью, что означает "защита коров". Коровы должны быть защищены, их следует доить, а из молока изготавливать различные продукты. Молоко, потребляемое в изобилии, продлевает жизнь, развивает мозг, что способствует выполнению преданного служения и, в конечном счете, обретение благосклонности Верховной Личности Бога. (Шримад-Бхагаватам, 8.6.12)
Тот, кто убивает, будет убит
Человек - профессионал, убивающий тысячи животных, чтобы другие могли покупать мясо и поедать его, должен быть готов к тому, что будет убит подобным же образом в своей будущей жизни и жизнь за жизнью впоследствии. Есть много негодяев, попирающих принципы собственной религии. В иудео-христианских писаниях сказано: "Не убий". Несмотря на это, даже религиозные лидеры занимаются убоем животных, используя всевозможные оправдания этого, и в то же время пытаются выдавать себя за святых. Такое лицемерие и насмешка над человеческим обществом приносит неисчислимые бедствия. Поэтому то тут, то там вспыхивают великие войны. Массы людей на полях сражений убивают друг друга. Теперь они изобрели атомную бомбу, и ждут лишь удобного момента, чтобы все уничтожить. (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 24.251)
Убийцы животных не являются цивилизованными людьми
Цивилизованому человеку знакомо искусство приготовления высококачественных пищевых продуктов из молока. Например, на одной из наших ферм... мы готовим сотни первоклассных блюд из молока. Посетители бывают поражены тем, что из молока можно делать такую замечательную пищу. Кровь коров очень питательна, но цивилизованные люди используют ее в форме молока. Молоко - не что иное, как видоизмененная коровья кровь. Вы можете готовить из молока - йогурт, творог, гхи (топленное масло) и тому подобные продукты, а комбинируя молочные продукты с зерновыми, фруктами и овощами вы можете приготовить сотни блюд. Это - жизнь цивилизованных людей. Убиение животных и поедание их плоти - не есть признак цивилизованности. (Наука самоосознания, стр.14)
У животных тоже есть право на жизнь
Журналист:...Другой пункт Декларации Независимости гласит, что все люди наделены Богом определенными естественными правами, которые не могут быть отняты от них. Это - право на жизнь, право на свободу и...
Шрила Прабхупада: Но ведь и животные также имеют право на жизнь. Почему животные не могут иметь права на жизнь? Зайцы в лесу, например, ведут определенный образ жизни. Почему же тогда правительство позволяет охотникам убивать их?
Журналист: Имелись ввиду только человеческие существа.
Шрила Прабхупада: Тогда это означает, что у них нет настоящей философии. Такой суженный взгляд, что только моя семья или мой брат хороши, и поэтому я могу убивать всех остальных, преступен. Представьте себе, что для блага своей семьи я убью вашего отца. Разве это - философия? Истинная философия - сухридам сарва бхутанам: "дружелюбие ко всем живым существам". (Наука самоосознания, стр.209)
Сатанинская философия
Не применять насилия к человеческим существам и в то же время быть врагами и убийцами несчастных животных - философия Сатаны. В наш век постоянно присутствует враждебность человека в отношении к бедным животным. Поэтому несчастные создания всегда пребывают в беспокойстве. Их состояние отражается на человеческом обществе, вследствие чего во взаимоотношениях людей всегда есть напряженность, которая проявляется в виде холодных или горячих войн - как между отдельными людьми, так и между обществами и народами. (Шримад-Бхагаватам, 1.10.6)
Есть ли у животных душа
Шрила Прабхупада: Некоторые люди говорят: "Мы верим, что у животных нет души". Это неправильно. Они верят в то, что у животных нет души, потому, что хотят поедать этих животных. В действительности же у животных есть душа.
Журналист: Откуда вам известно, что у животных есть душа?
Шрила Прабхупада: Вы тоже можете в этом убедиться. Существует научное доказательство... Животные едят - и вы едите, животные спят - и вы спите, животные обороняются - и вы обороняетесь, животные занимаются сексом - и вы занимаетесь сексом, у животных есть дети - у вас тоже есть дети, у животных есть место, где они живут - у вас тоже есть свое жилище. Если порезать тело животного, потечет кровь, если порезать ваше - произойдет то же самое. Такой ряд аналогий можно провести. Почему же вы отвергаете одну-единственную аналогию - присутствие души? Это нелогично. Вы изучали логику? В логике есть понятие, называемое аналогией. Аналогия означает, что мы выводим о чем-то заключение, обнаружив ряд сходных черт. Если существует столько общих свойств у людей и у животных, почему мы отвергаем одно единственное общее свойство? Это - не логика. Это - не наука. (Наука самоосознания, стр. 35-36)
У убийц животных - каменное сердце
Некоторые негодяи выдвигают теорию, что у животных нет души, другими словами, оно является чем-то вроде камня. Таким образом, они утверждают, что в убийстве животных нет греха. На самом же деле не животные подобны мертвому камню, а у их убийц каменное сердце. В действительности нет такой философии и нет таких причин, которые оправдывали бы их. Однако они продолжают содержать бойни и убивать животных в лесах. (Шримад-Бхагаватам, 4.26.9)
Убийцы животных родятся животными и будут убиты
Убивая животных, мы не только теряем возможность обрести человеческую форму в следующей жизни, но также будем вынуждены принять тело животного и будем убиты тем же самым животным, которого мы убили. Это - закон природы. Санскритское слово мамса означает "мясо". Говорится: мам сах кхадатити мамсах. Это означает: "Я сегодня поедаю плоть животного, которое когда-нибудь будет есть мою плоть". (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 24.252)
Убийство животных под прикрытием религии или для употребления в пищу запрещено
Жертвоприношение животных под знаком религии имеет место практически во всех официальных вероисповеданиях. Говорят, что Господь Иисус Христос, будучи двенадцати лет отроду, был поражен, увидев, как в синагогах иудеи приносили в жертву животных и птиц. Поэтому, следуя заповеди Ветхого Завета "не убий", он отверг религиозные догмы иудаизма и основал религиозную систему, получившую название христианство. Сейчас, однако, животных убивают не только под предлогом жертвоприношения. Убийство животных теперь возросло сверх всякой нормы, поскольку количество боен увеличивается. Убийство животных под прикрытием религии или просто для потребления в пищу, наиболее отвратительно и подлежит осуждению. (Шримад-Бхагаватам, 7.15.10)
Бог - вегетарианец
Мистер Файл: Вы вегетарианцы?
Шрила Прабхупада: Да, потому что Кришна - вегетарианец. Кришна может есть все, поскольку Он - Бог, но в Бхагавад-гите (9.26) Он говорит: "Если человек предложит Мне с любовью и преданностью лист, цветок, плод или воду, Я приму их". Он нигде не говорит: "Предлагай Мне мясо и вино". (Наука самоосознания, стр. 185)
Не убивай
Отец Эммануил: Разве Кришна не может дать разрешение есть животных?
Шрила Прабхупада: Да, может, но в животном царстве. Однако цивилизованный человек, религиозный человек не должен убивать и поедать животных. Если вы перестанете убивать животных и будете воспевать Святое имя Христа, вы достигнете совершенства ... Я думаю, христианские священники могли бы сотрудничать с движением Сознания Кришны. Но они должны воспевать имя Христа и прекратить оправдывать убийство животных. Это не моя собственная философия, это та программа, которая основана на учении Библии. Пожалуйста, действуйте соответствующим образом, и тогда вы увидите, что обстановка в мире изменится. (Наука самоосознания, стр. 129-133)
Физический эффект мясоедения
Изобилия зерновых продуктов можно добиться, возделывая землю, чтобы иметь молоко, йогурт и гхи следует защищать коров. Изобилие меда неразрывно связано с защитой лесов. К несчастью, люди современной цивилизации убивают коров, которые дают нам йогурт, молоко и гхи, вырубают деревья, снабжающие нас медом, открывают все новые заводы, изготавливающие болты, гайки, автомобили и вино вместо того, чтобы заниматься сельским хозяйством. Могут ли быть счастливы люди в таких условиях? Им приходится испытывать все страдания, сопутствующие материальной жизни. Их тела покрываются морщинами и постепенно разрушаются, они по росту мало отличаются от карликов, дурной запах исходит от их тел из-за нечистых потовыделений, результата поедания всевозможной мерзозсти. Такую цивилизацию нельзя назвать человеческой. (Шримад-Бхагаватам, 5.16.25)
Здесь и так уже достаточно пищи
В современном обществе по всему миру производиться достаточно зерна. Поэтому ничем нельзя оправдать открытие все новых боен. Некоторые страны производят столько лишнего зерна, что иногда его сбрасывают в море, а иногда правительство запрещает увеличивать производство зерна. Таким образом, земля производит достаточно зерна - им можно прокормить все население планеты. Однако распределение его ограничено правилами торговли и стремлением получить прибыль. Поэтому в ряде мест не хватает зерна и других необходимых продуктов. Если бы на всей Земле было единое правительство, которое взяло бы в свои руки распределение зерна, его хватило бы всем, не нужны были бы лживые теории о перенаселении. (Шримад-Бхагаватам, 4.17.25)
Вегетарианцы также совершают насилие
Иногда нам говорят: "Вы призываете нас не есть мяса, но ведь вы едите овощи. Разве это - не насилие? "Да, есть овощи - тоже насилие, и вегетарианцы совершают его по отношению к другим живым существам, поскольку овощи также живут. Непреданные убивают коров, коз и многих других животных, употребляя их в пищу, но вегетарианцы тоже убивают... Это - закон природы. Дживо дживасья дживанам: одно живое существо живет за счет другого. Однако для человека такое насилие может быть позволено лишь настолько, насколько это необходимо. (Шримад-Бхагаватам, 3.29.15)
Идеальная диета
Смысл принятия пищи заключается в том, чтобы увеличить продолжительность жизни, очистить ум и дать силу телу. Это - цель еды. В прошлом великие авторитеты выбирали из всех видов пищу только такую, которая улучшала их здоровье и увеличивала продолжительность жизни. Это - молочные продукты, сахар, рис, пшеница, фрукты и овощи.
Животные жиры содержаться в молоке, которое является самым удивительным из всех продуктов. Молоко, масло, сыр и подобные им продукты поставляют нам животные жиры в такой форме, которая не требует убийства невинных животных... Протеин (белок) в изобилии содержится в расщепленном горохе, дале, цельной пшенице и т.п.
Самая лучшая еда - остатки пищи, предложенной Верховной Личности Бога. В Бхагавад-гите Всевышний Господь говорит, что Он принимает блюда из овощей, муки и молока, предложенные с преданностью. В действительности, любовь и преданность является главной составляющей, которую принимает Верховная Личность Бога.
Поэтому для того, чтобы пища была вкусной и полезной для всех людей, ее следует вначале предложить Верховной Личности Бога. (Бхагавад-гита, 17.8-10)